logo

Сергей Бажин,
основатель компании Egine:

«ЗАРЯДНЫЕ СТАНЦИИ СТАНОВЯТСЯ ЧАСТЬЮ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА»

Hero

Мы предлагаем зарядные станции «под ключ»: как стартап Egine делает ЭЗС для электрокаров частью гостиничного сервиса

Электромобили постепенно захватывают мир. На рынке появляется все больше разных моделей «электричек», в России тоже запущено их производство. Согласно Концепции развития электротранспорта в РФ, к 2030 году каждый десятый выпускаемый в стране автомобиль будет электрическим. Поэтому государство стимулирует бизнес развивать зарядную инфраструктуру, предлагая льготы и субсидии.

Мы — Egine из Йошкар-Олы — одна из первых компаний, поверивших в электромобильный тренд. Наш основатель Сергей Бажин рассказал как вышел из операционки в прибыльном бизнесе ради экспериментального проекта, чем его подход отличается от конкурентов и почему первыми клиентами компании стали городские и загородные отели.

— Сергей, до Egine вы были связаны с автомобильной сферой. Как именно?

— Я много лет занимался IT-проектом «OnlineГИБДД» — это первый в России b2b-сервис контроля штрафов за нарушения правил дорожного движения для юрлиц. А до этого работал в банке.

— Что вдохновило вас создать проект Egine?

— Идея создания Egine зародилась в сентябре 2021 года, когда мы с друзьями-предпринимателями поехали в Стамбул «перезагрузиться». Говорили о бизнесе, и речь зашла об автомобилях — среди нас был владелец таксопарка, который жаловался на растущее в цене обслуживание машин. Я спросил, почему он не перейдет на электрокары: они дешевле в эксплуатации, ломаться там особо нечему, а отказ от бензина сильно экономит бюджет. Главное — иметь возможность гарантированной зарядки. Но именно на этом этапе бизнес-модель рассыпалась, ведь в России тогда не было достаточной зарядной инфраструктуры. На том и разошлись.

Однако мысль о том, что за электромобилями будущее, меня не отпускала. Я изучал этот рынок и считал, что корпоративные автопарки могут стать драйвером развития отечественной электромобильной индустрии. Но клиенты отказывались переводить автопарки на электротягу из-за отсутствия широкой сети зарядных станций.

Все решил случай. Мой школьный товарищ собрался купить себе китайский электрокроссовер и рассказал про концепцию развития электротранспорта в РФ до 2030 года, а также про субсидии инвесторам на их установку.

Я был убежден, что будущее за электромобилями. Понял, что государство заинтересовано в развитии отрасли, а значит пришло время этим заниматься.

Пилотный проект решили делать в родном городе Йошкар-Оле. В октябре я покинул проект «OnlineГИБДД» и сосредоточился на Egine.

— С чего вы начали реализацию проекта Egine?

— Мы купили отечественные электрокары и начали использовать в такси, чтобы понять ресурс этих машин. Нужно было быстро их «состарить», понять стоимость пробега на километр и влияние перепадов температуры на пробег. Заряжались они на наших станциях: первую мы установили в декабре 2022 года. Результаты эксперимента нас устроили и мы решили делать сеть собственных зарядных станций. Для старта Egine как оператора ЭЗС мы выбрали сегмент HoReCa — отели и гостиницы.

First EV
Первые электромобили для проверки бизнес-гипотез

Первую быструю зарядную станцию на 20 кВт мы продали в мае 2023 года гостиничному комплексу в Кирове, а потом подтянулись и другие города, включая Москву — с нами, например, сотрудничает очень известный отель «Вега Измайлово». И останавливаться мы не собираемся: в ближайший год планируем установить больше 150 зарядных станций по стране.

Vega Izmaylovo
О зарядной станции «Вега Измайлово» сообщает гостям в поп-апе на главной странице сайта

— Почему вы выбрали отели в качестве целевой аудитории?

— Число владельцев электрокаров растет, и зарядные станции становятся важной частью инфраструктуры. Они влияют на загрузку отелей и средний чек, а он на 50% формируется из дополнительных услуг. Если в отеле, особенно загородном, нет зарядки, клиенты на электрокарах туда не поедут, и бизнес недополучит прибыль. По статистике, доход от зарядной станции может увеличить средний чек с гостя на электромобиле от 20 до 40%. Даже быстрая зарядка длится от 30 минут: в это время владельцы электрокаров могут воспользоваться другими услугами отеля, например, поесть в ресторане или взять кофе с собой. То есть бизнес может дополнительно заработать и ускорить окупаемость инвестиций в зарядную станцию.

Но не только желание повысить прибыль движет предпринимателями. Они могут иметь разные мотивы для установки зарядных станций. Одни хотят поднять уровень сервиса, другие следуют «зеленой повестке», третьи поддерживают тренд на электромобильность и сами владеют электрокарами.

Этих отельеров объединяет одно — все они визионеры, новаторы, которые не побоялись внедрить новые технологии в числе первых.

— Чем Egine отличается от других операторов зарядных станций?

— Первоначально мы позиционировали продукт как зарядные станции под ключ. Но потом стало понятно, что для гостиниц и отелей станции могут стать лишней головной болью, ведь бизнес несет материальную ответственность за свои услуги перед клиентами. Зарядка электромобилей — нетипичный вид деятельности для HoReCa, для нее нужно оформлять новый ОКВЭД. Так мы пришли к формулировке «зарядные станции под ключ без правовых рисков и с гарантией окупаемости».

Мы сами выступаем контрагентами по услуге зарядки «электричек», то есть оказываем ее от своего имени. Отели становятся владельцами станций, а мы ими управляем и берем на себя все риски: отвечаем за качество услуги, порчу имущества, здоровье и жизнь водителей в процессе зарядки электрокаров. В случае любого форс-мажора отвечать будет не отель, а мы. При таком подходе мы должны быть уверены в своем оборудовании. Поэтому мы предлагаем только проверенные станции отечественного производства, которые обеспечивают быструю и безопасную зарядку и подходят для всех моделей электромобилей. Наши станции оснащены системами защиты от перегрузок и других аварийных ситуаций. На ЭЗС и работы по их установке мы даем трехлетнюю гарантию.

— Как выглядит установка зарядной станции на практике? Насколько это трудоемкий процесс для ваших клиентов-гостиниц?

— От инвестора потребуются только свободная мощность и необходимые документы. Мы же берем на себя все остальное: от установки станции до привлечения пользователей. Сначала мы проводим технический аудит отеля, чтобы определить необходимые виды работ, затем разрабатываем проект. Затем помогаем подобрать оборудование с учетом особенностей отеля и избежать переплат. Мы не только установим зарядную станцию и протестируем ее, но и обучим сотрудников отеля и обеспечим круглосуточную поддержку пользователей.

Также мы поможем с продвижением услуги и привлечением трафика: настроим инструменты монетизации станции, разместим информацию о ней на отраслевых картах, дадим рекомендации по оформлению страницы с услугой на сайте отеля и в ОТА, подготовим FAQ для гостей. Наш продукт можно интегрировать с программным обеспечением отеля: бизнес сам будет регулировать тарифы на зарядку, включая услугу в стоимость проживания или предоставляя гостям возможность оплачивать зарядку накопленными баллами.

Еще одно наше преимущество — мы гарантируем возврат инвестиций.

Заходя на объект, мы анализируем плюсы и минусы локации и оцениваем срок окупаемости проекта — обычно он занимает от двух до пяти лет. После установки станций отели ежемесячно получают от нас арендную плату. Если за срок действия договора мы не сможем привлечь достаточное число пользователей на ЭЗС, то возместим расходы бизнеса за этот период или выкупим станцию по остаточной стоимости. Тем самым мы компенсируем инвесторам расходы на участие в проекте.

— Как отельеры могут стать вашими клиентами? Какие варианты сотрудничества у вас есть?

— Можно купить зарядную станцию — цены варьируют от 150 тысяч рублей в зависимости от модели. Либо арендовать станцию с возможностью выкупа, взять в рассрочку или лизинг. Условия подбираем для каждого отеля индивидуально.

— Каких успехов проект добился на сегодня?

— Мы запустили сайт egine.ru, спроектировали и реализовали базовую версию системы управлениям зарядными станциями. В ближайшее время дадим доступ к ней нашим отелям. Наняли опытных маркетологов и продажников, чтобы формулировать и тестировать гипотезы для продвижения бренда. Мы продолжаем устанавливать ЭЗС для электрокаров в отелях, гостиницах, торговых и бизнес-центрах. Участвуем в отраслевых выставках и конференциях, публикуемся в СМИ, развиваем собственный блог. А наша команда разработчиков постоянно работает над улучшением сервиса и интеграцией новых функций.

Sergey Bazhin and Evgenia Papinashvili
Сергей Бажин, CEO Egine и Евгения Папинашвили, коммерческий директор Egine на выставке в Москве

— Какова миссия проекта Egine?

— Электрокары стали важной частью городской мобильности. Если раньше их считали модной игрушкой для богатых, то сегодня «электрички» превратились в экологичный и экономически привлекательный транспорт. Переход на электромобили — важный шаг для сохранения окружающей среды и улучшения качества жизни. Мы хотим быть частью этого: двигать технологии вперед и делать их комфортными для людей. Приглашаем всех, кто мыслит так же, присоединиться и возглавить тренд на экологичность.

Поделиться статьей

VkClassmatesTelegramViberWhatsapp
Egine avatar

Следите за актуальными новостями из мира электрокаров. Присоединяйтесь к нашему сообществу в Telegram

Задумались об установке станции?

Оставьте заявку, и мы поможем с выбором и ответим на ваши вопросы